Покровка 1869



покровский сайт работает с 21 июля 2003 года.

 

 

Новости
История
Статьи
Общение
Турниры
Матчи
Ссылки






2003-2019©
e-mail:
pokrovfootball
@narod.ru

 

 

 

 

 

 

ПОКРОВКА.

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ.

 

Написано в 2005 г.

Редактировано в 2017 г.

 

География. Покровка – это, до 2004 года, поселок дачного типа, нынче же деревня, расположенная где-то посередине между славными городами Клин и Солнечногорск и благодарная своему появлению Николаевской (Октябрьской) железной дороге. Деревня представляет большой дачный конгломерат Московской области, что особенно заметно бывает летом, когда вся местность превращается в большой людской муравейник, в котором, впрочем, еще остаются некоторые островки тишины и покоя.

Именно строительство железнодорожной станции вблизи деревни Покров и дало начало такому географическому объекту как «Покровка». Если судить по справочнику «Железнодорожные станции СССР» (1981 г.) официальный год открытия станции датирован 1874 годом. Однако, в "Очерке эксплуатации Николаевской ж.д. Главным обществом Российских железных дорог, 1968-1893» 1894 г. год указан более точно - 1869: "Постройка этих полустанций (в том числе и Покровки) закончена в первое время, по переходу дороги в Главное Общество, и в 1869 г. они все открыты для эксплуатации"  Именовать станцию «Покровом» было уже нельзя, по причине уже имеющейся таковой на широких просторах Российской империи. Утвердили производное название — Покровка.

Вот так местность выглядела в 1860 г. на карте военного топографа Ф.Ф. Шуберта

1860 г. карта Шуберта.

Обратите внимание на дорогу, идущую снизу вверх от Замятино до Покрова (обозначенного ошибочно на схеме как «Покровская»). Дорога в месте пересечения с железной дорогой явно проходит под ж/д мостом. То есть, с большой долей вероятности можно говорить, что Жерновский (Жорновский) мост существовал со дня строительства железнодорожной линии Москва – Клин, то есть с 1851 года. Так же можно заметить обозначение «Буд.ст» левее от моста - вероятно, будущая станция Покровка.

Далее переносимся на схему продольного пути ж/д, опубликованной в 1894 г. в Санкт-Петербурге. Источник – книга «Очерк эксплуатации Николаевской ж.д. Главным обществом Российских железных дорог, 1968-1893».

1894 г. Схема продольного пути Николаевской ж.д.

Здесь отмечаем уже построенную в 1874 г. станцию Покровка, сам Жерновский (Жорновский) мост. Чуть выше станции – ручей Мережиха (вероятно сейчас остаток этого ручья – пруд Бурундюшка – что слева по ходу движения ж/д путей), Титов овраг и ручей Жерновка (сейчас – река Жорновка).

В железнодорожном расписании 1897 г. можно увидеть станцию Покровка.

1897 г. Расписание поездов Петербург - Москва.

А вот расписание пригородных поездов 1911 г.

1911 г. Расписание пригородных поездов.

Далее смотрим на подробную немецкую карту 1940 г.

1940 г. Топографическая карта. Германия

На ней отмечаем уже саму станцию (тут немцами ошибочно названную Покровской) и три дороги, которых сейчас нет. Причём эти все дороги были отмечены и на некоторых других картах конца 30-х годов.

Первая дорога – от Покровки до Покрова. Весьма логично её появление. Большинство жителей было как-раз в Покрове и наверняка активно использовали станцию по назначению. Сейчас этой дороги нет. Есть лесная тропинка.

Вторая же дорога – от Покровки до Коськово. Коськовцы так же, как и покровцы, могли использовать станцию Покровка. Сейчас этой дороги нет.

Третья дорога – от Покровки до Елино. Шла она, как видите, от нынешнего поворота на Поперечные улицы и до самого Елино. Причём в одном месте был обозначен мост через овраг. Сейчас на месте этой дороги – лесная тропинка.

Далее перенесёмся в 1959 г., когда уже стали образовываться дачные поселения.

1959 г. Топографическая карта.

Видим, что все три обозначенные выше дороги ещё существуют. Более того уверенно обозначена дорога от нынешнего «треугольника» (места откуда Южное шоссе уходит на Замятино) до реки Катыш, в район нынешней Поповки. Нынче этой дороги нет. И возникают сомнения была ли?! Хотя на этой карте она обозначена уверенно. Сезонный билет от Покровки до Москвы 1960 г.

Следующую карту скорее можно назвать схемой. Это туристическая карта 1965 г. северо-востока Подмосковья.

1965 г. Туристическая карта.

Красивая карта. Но просто беда для точной географии. Хотя отметим, что на ней уже нет дорог в Покров и Коськово. Более того, Коськово и Елино просто не обозначены.

В 1970-х годах был разработан проект строительства железнодорожной линии от станции Покровка до населённого пункта Никулино Солнечногорского района, где находится крупная птицефабрика. Станция Покровка должна была получить значительное развитие. Однако этот проект не был реализован.

Далее 1987 год. И карта с более привычным изображением.

1987 г. Топографическая карта

Нет дороги в Елино. Оставлена только прерывистая линия – тропа. Такие же тропки по направлению в Покров и Коськово. Примерно так же выглядит Покровка и на сегодняшний день (2018). С той лишь разностью, что внизу, между Покровкой и Замятино, её активно «подпирает» скоростная магистраль М11 Москва – Санкт-Петербург.

В расписании 1988 г. можно обнаружить так называемую «покровскую» электричку, которая начинала свой путь именно в Покровке — 21:06.

1988 г. Расписание пригородных поездов.

В 2007 году островная платформа ликвидирована, на её месте проложен спрямлённый путь в сторону Москвы, взамен прежней платформы построено две боковых.

2006. Старая станция Покровка.

Вечером 31 июля у станции Покровка, недалеко от города Клина Московской области, вынужденную остановку совершил скоростной поезд "Сапсан" № 774АА, направлявшийся в Петербург из Москвы.

2016г. "Сапсан" в Покровке.

До Покровки добраться из столицы нашей Родины можно двумя путями: или на электрическом составе от Ленинградского вокзала в компании разношерстных дачников с «рюкзаками на тощих плечах», или же на автомашине по трассе до указателя поворота на сей райский уголок на 77 километре Ленинградского шоссе. Зажиточные граждане добираются до Покровки по платной трассе М11. Виляющие товарищи – по Пятницкому шоссе.

Достопримечательности. Главной достопримечательностью является мост в виде эдакой трубы под шпалами и рельсами железной дороги. Долгие годы (они же десятилетия) именно этот узкий проем в несколько несчастных метров и связывал Покровку с внешним миром. Через это «угольное ушко» может проехать только одна автомашина, за что это место можно было бы назвать неким фильтром поселка. В конце 2017 г. именно наличие узкого проезда под этим мостом послужило одной из причин для отказа от запуска рейсового автобуса Клин — Покровка.

2006 г. Мост под железной дорогой

Можно отметить ещё и саму станцию. Совсем ещё недавно существовавшее, до 2012 г., большое деревянное здание у станции на самом деле было не заброшенный непонятный сарай, а бывший вокзал.

1985 г. Здание вокзала.

Третьей условной достопримечательностью является дом, в котором сначала был клуб, где до девяностых годов показывался синематограф по выходным и танцплощадка,находящиеся рядом. Именно к этому дому в семидесятых годах приезжал на своей машине знаменитый Валерий Харламов - звезда мирового хоккея. Именно из Покровки он отправился в Москву в свой последний путь. В настоящее время дом переоборудован в храм. В 2006 году власти рядом выделили земельный участок для строительства новой церкви во имя иконы Боголюбской Божией Матери.

Водоемы. С водоемами, скажем прямо, туго. Существуют, конечно, большие и малые пруды, в которых водится всякая нечисть, вроде странной рыбы «бычок». Но купаться в них, а тем более «ходить под парусами и на веслах» проблематично. Лучше всего для этих целей подходит некая Торфянка, расположенная за лесом в сторону Елино. Она даже указана на некоторых картах Московской области. (Хотя, конечно годы берут своё и там уже не так чисто). Хуже всего - Бурундюшка у станции и один из Двух прудов на повороте на Поперечье. Народ же собирается обычно у Ленинского пруда, где иногда (на свой страх и риск) купается и ловит рыбу. Карьер, расположенный за железной дорогой представляет собой довольно забавное зрелище, особенно если пройтись по левому краю оного. Крутые тропы создают потрясающий эффект. В последние годы вокруг Карьера каждый ноябрь проводится велогонка кросс-кантри «Покровская осень».

Недалече же от Покровки расположены два настоящих больших водоема. Это Сенежское озеро (он же Сенеж) и Истринское водохранилище (оно же Истра). До Сенежа можно добраться доехав до станции Подсолнечная (станция же Сенеж- это мираж), пройдя потом еще минут десять. Там можно и на лодках, катамаранах покататься и мороженого наесться вдоволь. До Истры добираться сложнее: пешком часа три, на велосипеде - меньше часа и на машине - минут двадцать. Зато, если доберетесь, перед вами откроется невинная дикая природа подмосковной полосы с тихой акваторией во главе.

Отметим, что хорошие раки водятся в Сенеже. Прячутся под камнями различными и редко выходят на бережок озера. Некоторые отъявленные рыбаки уезжают аж к Селигеру и Волге, где и рыба другая, и комаров побольше.

Грибы да ягоды. Леса окружают Покровку буквально со всех сторон. В лесах полно всякой еды. Грибочки, ягодки (ближе к болотцам), орехи. Множество оригиналов встают чуть свет да заря, надевают большие сапоги, берут в руки лукошко и устремляются в дремучую чащу за добычей. Так называемая тихая охота. К вечеру они же возвращаются уставшие, но весьма довольные, потрясая перед носом встречных знакомых каким-нибудь шикарным грибом-боровиком. Ночью вся семья горе-охотника старательно очищает грибочки и наслаждается.

2018 г. Схема государственного природного заказника.

Заключительная. Одним словом отдыхать в Покровке очень приятственно. Созданы буквально все условия. Не зря же в далекие советские времена в Покровке останавливался так называемый «поезд здоровья» из которого выскакивали многочисленные туристы и пышной гурьбой носились по покровским лесам в поисках радости и счастья.

2006 г. указатель на Ленинградском шоссе.

(с) Григорий Макаров, текст 2005-2019

 

(с) fcpokrovka.narоd.ru, 2005-2017